РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА В РАЗВИТИИ ЯЗЫКА РЕБЕНКА

Но мы не должны забывать, что в первые годы жизни и развития детей язык является только одним из многочисленных способов, которыми они выражают свое внутреннее содержание. Эти средства выражения очень разнообразны, и ребенок пользуется ими с искусством подчас поистине изумительным. Он не станет передавать языком того, что он может легче и лучше выразить другим способом. Слово является для него только одним из этих способов и далеко не самым легким. Для многих из своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, но он выражает их по-своему, другими,' более доступными путями. Жесты, звукоподражания, краски, глина, .карандаш, бумага, кусочки дерева, камешки — да всего не перечислить — являются языком его, заменяющим слово. Представление должно предшествовать слову. Слово, не опирающееся на ясное представление, лишено ценности. Представления возникают в детской душе вначале смутные, неустойчивые. По мере того как они дифференцируются, приобретают яркость и определенность, ребенок стремится укрепить их доступной ему, наиболее легкой творческой работой. Наша мысль становится более определенной, понятной для нас самих, если мы ее запишем, «прикрепим» к бумаге.

Ребенок в дошкольный период писать не может, а потому он зарисовывает свои мысли и представления. Этой огромной наклонностью детей графически передавать свой внутренний мир, свои мысли и чувства в широчайшей степени должны пользоваться семья, детский сад, по мере возможности и школа для развития их речи. Ребенок способен проводить часы за рисованием. Целые листы бумаги покрываются изображения ми людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Это он закрепляет на бумаге все представления, в течение известного периода возникшие в его душе, их комбинации и сплетения. Если взрослый человек запишет свои мысли, то с тем, чтобы к ним возвращаться, их перечитывать, обдумывать и отделывать словесную форму, в которую они вылились. Ребенок не способен на такую сознательную работу. Он нарисовал—и бросил; его мысль и воображение уже цепляются за другое. Но дело матери и окружающих — не дать пропасть этой интересной и полезной работе его, использовать ее в целях обучения ребенка выражать свои мысли не только графически, но и словом.

Если этим целям в высокой степени служит каждая картинка, о чем речь будет впереди, то во сколько раз ценнее картинка, являющаяся творчеством самого ребенка. Рисунки детей должны служить одним из первейших средств к развитию их речи. Их надо собирать. Отношением, полным интереса к ним, следует поощрять ребенка, пояснять их словом. Дети отзываются обыкновению на это с полной готовностью. Мать с интересом рассматривает совместно со своей дочкой или сынишкой изображенный ими рисунок: «Ах, какой хорошенький домик! Л что это у исто на крыше?»— «Труба, а это дым». — «Л это что? Кошечка на крыше?» — «Да нет, мама, это голубок сидит, разве ты не видишь!» — «Ах, да, конечно, голубок; теперь я вижу. А сколько окон в твоем домике? Ну-ка, посчитай. А это что у домика?» — «Кустик, под ним лежит лопата».— «Чья же лопата?» — «Олина». — «Вот какая неаккуратная девочка, взяла и бросила свою лопату. А где же сама Оля?». А вон она, на качелях». — «С кем же она?» — «С Колей». И т. д.

Читать далее

Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101