Экскурсии вне учреждения

Экскурсирование с детьми за пределами стен учреждения производится на тех же основаниях. В связи с интересами того или другого возраста надо установить радиус круга, охватываемого такими экскурсиями, и точно наметить, что именно из содержания этого круга будет нами включено в работу. Темы экскурсий могут быть таковы: наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин, пожарное депо и т. п. Любая из этих экскурсий может быть предложена всем группам, но по-разному. С младшими детьми мы ограничимся тем, что остановимся у витрины магазина, рассмотрим и назовем, что в ней выставлено, поговорим о том, что в этом магазине продают. С детьми среднего возраста зайдем в магазин, приглядимся, что и как в нем представлено, кто что там делает. Нескольких старших детей можно направить в тот же магазин одних, поручить им купить что-либо, узнать, что в нем продается, сколько стоит. Дома обо всем с ними побеседуем. Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении. Экскурсии в природу Живая книга — природа, с которой ребенок приводится в непосредственное соприкосновение, развертывает широчайшие возможности для наблюдения.

    Экскурсия в природу — та же прогулка, но с определенной целевой установкой. Интерес детей к природе и ее явлениям общеизвестен. А чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постиганию, тем глубже само постигание, тем ценнее приобретаемое значение. Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое оно выльется. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и совершенствуется слово. Экскурсии в природу с малышами обыкновенно ставят перед собой ограниченные задачи: например, познакомиться в подходящий для этого день ранней весны с первыми проталинами. Идем в сад, ищем места, где уже растаял снег, где видна земля. Это и есть проталины. Присмотримся к ним: есть большие и маленькие, круглые и угловатые. Дети бегают, ищут, находят проталины. Присматриваемся к тому, что на них находится. Вот сухие бурые листья, а вот и зеленый лист; он умудрился сохранить свою окраску. Вот прошлогодняя трава, тоже попадаются зеленые травинки. Коля находит мертвого жука. Это вызывает всеобщий интерес. Когда он умер? Отчего умер? Всю зиму пролежал под снегом. Какой это жук, как его зовут? Но восторг детей достигает своего апогея, когда Нона на солнечном припеке находит пробившийся из-под коры сухих листьев нераспустившийся цветок мать-и-мачехи. Рассматриваем его со всех сторон; решаем выкопать с корнями и отнести домой, посадить в горшок.

Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101