А вот еще пособие — наш рабочий швейный ящик. Ящик этот служит двум целям: чисто практическим потребностям взрослых и детей и дидактическим — для проведения занятий по развитию речи. В нем дидактически продуманно подобраны все принадлежности для шитья: ножницы, наперсток, всех сортов иголки, нитки, пуговицы, крючки и петли, тесемки, шнурки, кнопки, образчики канвы, шерсти, шарик из воска для вощения ниток. Представленные в нем вещи разбираются, рассматриваются, классифицируются, сравниваются; определяется их назначение.
Приводим еще аналогичные комплексы вещей:
наши платья,
наше белье,
наши письменные принадлежности,
наша чайная и столовая посуда и др.
Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться его сокровищами. Как часто это требование нарушается, и даже не по незнанию языка, а просто по неряшливости 'речи.
Мы говорим: приколотить гвоздь вместо вколотить, разрезать бумагу вместо нарезать, написать вместо переписать, посадить вместо посеять и т. п. Мы забываем, что точность языка способствует точности восприятия и отчетливости мышления.
Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд. Если взять за исходные точки для развития языка детей, с одной стороны, явления, над которыми дети производят пассивные наблюдения, а с другой — трудовые процессы, в которых они сами участвуют, то путь, открывающийся во втором случае, несомненно, приведет к более ценным достижениям. Представления, получаемые не исключительно чувственным, но и действенным путем, всегда более глубоки и отчетливы. Дело руководителя — своевременно связывать такие представления со словом, а в итоге, когда трудовой процесс за кончен, потребовать от ребенка словесного отчета в том, что им было сделано. И как много интересного дают такие отчеты в смысле уяснения как речевой способности ребенка, так и степени активности и сознательности, которые были ребенком проявлены. При этом одно обыкновенно обусловливает другое. Вот характерные примеры, говорящие сами за себя.
Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5
, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
, 27, 28, 29, 30, 31, 32
, 33, 34, 35, 36, 37, 38,
39, 40, 41, 42, 43,
44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52,
53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
, 60, 61, 62, 63
, 64, 65, 66, 67, 68, 69
, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76
, 77, 78, 79, 80, 81, 82
, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89,
90, 91, 92, 93, 94, 95, 96
, 97, 98, 99, 100, 101
{
include("../2.php");
}
?>