Содержание и методы ведения игр

Занятия с группой детей 4 и 5 лет
Воспитательница. Какие у нас тут игрушки? (Дети перечисляют). Мы все возьмем по игрушке, и каждый про свою игрушку что-нибудь расскажет. Я беру вагон трамвая; вот что я скажу: «Вагоны трамвая едут по улице по рельсам».
Коля (берет лошадку). Лошадка — гоп-гоп-гоп, скачет все в галоп.
Лена. Чашечка красная, в ней лежали желуди.
Аня. На кровати спят, но нужно положить матрац и подушки.
Витя (добавляет). И одеяло.
Го г а. Эта кукла нарядная, но растрепанная; ее надо причесать.
Можно выставить одну игрушку и предложить каждому из детей сказать что-нибудь о ней. Повторения не допускаются.

Высказывания детей 4—5 лет о лисе
— У нее хвост. Воспитательница. У кого?
У лисы хвост.
Лисичка живет в лесу.
Лисичка хитрая. Дядя вез рыбу, а лисичка легла, как мертвая, и всю рыбу с воза побросала.
Лиса любит курочек кушать, она таскает курочек.
У лисы норки есть.
Из лисы можно воротник сделать. (Поправка: Не из лисы, а из меха лисы.)
Мы привели только фразы, придуманные детьми о предметах, но вокруг этого стержня все время ведется беседа: делаются замечания, реплики, добавления. Дети бывают так словоохотливы, что их приходится удерживать, не давать уклоняться от содержания занятия.
7. Составление рассказиков (дети 6—7 лет). Воспитательница должна составить несколько примерных рассказов сама, прежде чем предлагать составлять рассказы детям.
Образец рассказа воспитательницы (игрушка мышка)
«Под полом в норке жила мышка.

Иногда она пролезала и квартиру. В пси жили люди. Она всегда находила там что-нибудь вкусное. Один раз мышка опять вылезла из норки. Видит — стоит клетка, а и клетке, на крючке — кусок вкусного сала. Мышка вбежала в клетку и схватила сало. Вдруг что-то стукнуло, клетка затряслась. Мышка испугалась, выпустила сало; хочет из клетки выбежать, но не тут-то было. Дверца клетки захлопнулась, мышка выбежать не может». Рассказ шестилетней девочки (игрушка фарфоровая собачка) «Жила девочка, и у нее была собачка, беленькая, хорошенькая. Девочка ее кормила, гулять водила, красный бантик к шее привязала. Раз девочка ушла в школу. Кто-то пришел и дверь не закрыл, а собачка убежала на улицу. Пришла девочка из школы — нет собачки. Искала, не нашла. Она побежала на улицу. Видит — у соседнего дома, у ворот, сидит собачка, грязная, трясется и плачет. Девочка ее взяла и домой при несла». Во время одного занятия следует рассказывать не больше одного рассказа. После рассказа всегда возникает еще дополнительная беседа. Хорошо предложить детям выбрать одну из имеющихся игрушек и придумать к следующему занятию интересный рассказ.

Особого внимания заслуживают наборы фанерных игрушек, объединенных какой-нибудь темой, например, фабрика, колхоз, пионерский лагерь, отрезок городской или деревенской улицы, детская площадка и т. и. Такие наборы предоставляют широкие возможности для отражения в игре жизненного опыта детей, проявления творческих способностей, развития языка. Наборы могут быть приспособлены для игр на столе и на песке. Игры на песке особенно интересны: они дают больше простора для проявления творческой сообразительности детей. На песке можно представить рельеф местности, горы, водоемы, насаждения. Дети расставляют предметы на столе или на песке соответственно своему усмотрению, поясняют словом, что, как и почему они делают, придумывают инсценировки, рас сказы. Воспитательница участвует в таких играх наравне с детьми, руководит ими на примере своих высказываний, рассказов. Вот рассказ, придуманный пятилетней девочкой по выбранным ею игрушкам (старушка, девочка, домик, курица, кошка, бочка, цветок).

Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101