Такое занятие может предлагаться изредка и индивидуально в виде игры «Кто больше увидит?» детям с неустойчивым вниманием и отстающим в речи.
Занятия по картинам ведутся индивидуально и коллективно. Последние, конечно, преобладают - Надо следить за тем, чтобы дети соблюдали установленные правила: говорить поочередно, друг друга не перебивать, быть внимательным к тому, что говорят товарищи, вносить поправки, дополнения. В этом — дисциплинирующее значение таких занятий.
Занятия по картинам должны чередоваться с занятиями с подлинными предметами и игрушками. Если картины развивают в детях внимание, сосредоточенное созерцание, что способствует зрительному восприятию большого числа деталей и слов, то реальный предмет, упражняя несколько анализаторов и моторную сферу ребенка, оказывает влияние и на другие существенные стороны его развития.
Приводим высказывание девочки 3 лет 10 месяцев,
последовательно опрошенной по реальному предмету (яблоко) и картинке (груша).
Клара (берет яблоко в руки, вертит, жмет, гладит) говорит: «Гладкое. (Нюхает.) Пахнет чуть-чуть-чуть. А есть яблоки, которые сильно пахнут. (Продолжает вертеть.) Красное, а тут немножко беленькое. Тут пятнышко черное, маленькое. Вкусное, а может быть и не очень. Можно куснуть?» Руководительница. Откусить? Лучше разрежем яблоко; принеси ножик. Клара убегает и возвращается с тарелкой и ножиком. «Ах, надо вымыть. (Убегает с яблоком. Возвращается.) Я сама. (Разрезает яблоко на две половины.) Твердое, а бывают и мягкие яблоки. Ах, я разрезала семечко! Видишь? (Показывает. Продолжает разрезать яблоко на мелкие части.) Можно? (Берет кусочек в рот, жует.) Кислое. Я люблю кислые. Я и лимон люблю. Мне мама дает лимон. А папа кислое яблоко в рот не возьмет. Я отнесу Люле. Можно? (Убегает)...»
Участвовали следующие анализаторы: зрение, обоняние, осязание, вкус, моторное чувство, мышечное чувство.
Выявлены такие сенсорные представления: цвет, размер, вкус, ощущение поверхности, плотности.
Двигательная сфера проявилась в ощупывании яблока, разрезании, беге.
Социальные проявления: «Я отнесу Люле».
Гигиенические навык и: «Надо вымыть».
Мышление: «Яблоко твердое, бывают и мягкие».
Клара трет пальцем картинку и говорит: «Желтая, а этот бок—зеленый. Тут — хвостик, а тут — такая штучка (пятнышко). Я кушаю яблоки каждый день, а груши — редко. Больше ничего».