Мы уже говорили о том, что владеющая графической грамотностью воспитательница может пополнять запасы картинок соответственно запросам своей работы. Но мы настоятельно рекомендуем ей еще один прием применения своего искусства: рисование на глазах детей собственноручное иллюстрирование своих рассказов, конкретизирование рисунком неясных детям предметов. Для этого необходимы большие доски (линолеум), на которых рисуют цветными мелками. Этот прием особенно много дает маленьким детям. Воспитательница рисует, сопровождая каждую подробность своего рисунка словом: «Вот растет елочка, зеленая елочка, а под ней вырос красный грибок; вот бежит Девочка; она хочет сорвать грибок».

Или она предлагает детям: «Я буду рисовать, отгадывайте, что я нарисую». Она рисует яблоко, мор ковку, грушу и т. п. Дети называют. Попутно ведется беседа.

Прием этот преследует еще одну цель — стимулирование детей к подражанию. Дети пытаются воспроизводить все, что так или иначе затрагивает их сознание; они подражают и акту рисования — приемам, которые в нем представлены. Это облегчает и ускоряет их развитие. Такое показательное рисование может производиться не только на доске, но и за столом (на бумаге, цветными карандашами), па песке, на снегу.

Громадную и существенную роль могут и должны играть художественные картины, показываемые с помощью волшебного фонаря, аллоскопа, кинематографа. Они открывают широкий простор для общего развития детей, обогащения их знаниями, а стало быть и для развития их языка. Световые картины или кинематографические сеансы, сопровождаемые выразительным чтением соответствующих художественных литературных произведений, усиливая впечатление, приобретают удвоенное значение в деле эстетического развития детей. Очень желательно, чтобы в чтениях такого рода участвовали и сами дети.

Жаль, что волшебный фонарь в последнее время отходит на задний план, вытесняется кинематографом. Между тем в некоторых отношениях он имеет перед кинематографом большие преимущества: картина может быть задержана на экране на любое время, чем предоставляется возможность разглядеть ее во всех подробностях, попутно высказываться о ней, обмениваться мнением. Кинематографические картины, сменяющиеся часто с головокружительной быстротой, для этого не годятся.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101