Другое дело — объяснение слов, именующих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана работа по придумыванию загадок, о чем уже была речь и будет еще речь впереди. В данном случае детям называется предмет и предлагается определить, что это та кое. К этой задаче примыкает другая — классификация предметов по видам. Ребенок, имеющий представление об общих понятиях «мебель» и «цветы», на вопрос: «Что такое стул?» — ответит: «Такая мебель; на стуле

сидят». Или: «Что такое одуванчик?» — «Такой цветок; цветет весной; он желтый».

Вот высказывания детей 5—6 лет:

«Чашка — такая посуда. Из чашки пьют чай, молоко, кофе.

Школа — в школе учатся дети.

Сад —в саду деревья, дорожки, скамейки, гуляют люди, дети.

Собака — такое животное, лает, с людьми живет.

Доктор — такой дядя, он лечит больных людей.

Мышка — такой маленький зверек, мышек кошка ест».

Упражнению такого рода мы придаем большое значение. Пели принять в соображение, что оно всегда сопровождается поправками, высказываниями воспитательницы и детей, то оно много содействует тому, что дети начинают задумываться над тем, чтобы формулировать свою мысль словесно возможно точно, понятно и правильно. Чтобы этого достигнуть, надо предлагать детям для объяснения лишь слова, обозначающие абсолютно знакомые им предметы и явления.

13. Отгадывание и составление загадок. Мы об этом уже говорили, но речь шла о составлении или отгадывании загадок, относящихся к предметам, что облегчает отгадывание. Но если у детей имеется запас отчетливых представлений, то загадки, относящиеся к таким представлениям, отгадываются ими и без наличия соответствующих предметов или картинок.

Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи.

Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это дается с трудом даже старшим детям; словесное оформление их загадок нескладно, на пример: «Такое, на что кладут, чтобы есть»,— означает тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать нитку»,— означает иголку. Но постепенно они научаются классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже самой воспитательницы. Вот загадки детей 6—7 лет: «Душистый цветок, на колючем кусте, бывает белого, розового, красного цвета»; «Птица, которая кладет свои яйца в чужие гнезда»; «Овощ, растет в огороде, снаружи красный, внутри белый» и т. п.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101