Другое дело —
объяснение слов, именующих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана
работа по придумыванию загадок, о чем уже была речь и будет еще речь впереди. В
данном случае детям называется предмет и предлагается определить, что это та
кое. К этой задаче примыкает другая — классификация предметов по видам.
Ребенок, имеющий представление об общих понятиях «мебель» и «цветы», на вопрос:
«Что такое стул?» — ответит: «Такая мебель; на стуле
сидят». Или: «Что
такое одуванчик?» — «Такой цветок; цветет весной; он желтый».
Вот высказывания
детей 5—6 лет:
«Чашка —
такая посуда. Из чашки пьют чай, молоко, кофе.
Школа — в
школе учатся дети.
Сад —в саду
деревья, дорожки, скамейки, гуляют люди, дети.
Собака —
такое животное, лает, с людьми живет.
Доктор —
такой дядя, он лечит больных людей.
Мышка —
такой маленький зверек, мышек кошка ест».
Упражнению такого
рода мы придаем большое значение. Пели принять в соображение, что оно всегда
сопровождается поправками, высказываниями воспитательницы и детей, то оно много
содействует тому, что дети начинают задумываться над тем, чтобы формулировать свою
мысль словесно возможно точно, понятно и правильно. Чтобы этого достигнуть,
надо предлагать детям для объяснения лишь слова, обозначающие абсолютно
знакомые им предметы и явления.
13. Отгадывание и
составление загадок. Мы об этом уже говорили, но речь шла о составлении или
отгадывании загадок, относящихся к предметам, что облегчает отгадывание. Но
если у детей имеется запас отчетливых представлений, то загадки, относящиеся к
таким представлениям, отгадываются ими и без наличия соответствующих предметов или
картинок.
Народное творчество
создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно
подбирать, классифицировать по содержанию и возрастам детей и предлагать детям
в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной
речи.
Следует поощрять
детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это дается с трудом даже старшим
детям; словесное оформление их загадок нескладно, на пример: «Такое, на что
кладут, чтобы есть»,— означает тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать
нитку»,— означает иголку. Но постепенно они научаются классифицировать
предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже
самой воспитательницы. Вот загадки детей 6—7 лет: «Душистый цветок, на колючем
кусте, бывает белого, розового, красного цвета»; «Птица, которая кладет свои
яйца в чужие гнезда»; «Овощ, растет в огороде, снаружи красный, внутри белый» и
т. п.