14. Классификация
предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям,
видам можно подводить детей очень рано. В простейших формах соответствующие
игры возможны уже с трех с половиной- четырехлетними детьми. Вначале эти игры
ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками.
Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6—7
лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны
и без иллюстрации.
Очень много дают и
соответствующие занятия-беседы. Приводим такую беседу, проведенную с детьми 6—7
лет.
Руководительница.
Дети, мы поговорим о насекомых. Каждый припомнит какое-нибудь насекомое и про
него что-нибудь скажет. Я начну. Я скажу про муху. Летом очень много мух.
—А в лесу — муравьи.
Муравьи тоже насекомые. (Пауза.)
Руководительница. Я
пройдусь по лугам, мотылечки есть там.
И
жучки, и букашки, и божьи коровки.
И
кузнечики, и стрекозы. Это все насекомые. (Пауза.)
Руководительница. А
комар? Вот несносное насекомое.
Руководительница.
Комары не кусают, а жалят.
Беседы, наподобие
нами приведенной, могут быть проведены на многие темы: «Домашние или дикие
животные», «Садовые или полевые цветы», «Фрукты и овощи» и т. п.
15. Заучивание и
произношение скоро говорок. Дети любят упражняться в тонкости артикуляции.
Часто они сами, без всякого поощрения, помногу раз повторяют какое-нибудь
трудно произносимое слово, стремясь преодолеть трудности и овладеть
произношением. На предложение произнести ту или другую скороговорку они охотно
соглашаются. Вначале им предлагают скороговорки короткие, нетрудные, вроде:
«Коси, коса, пока роса». Дети произносят их мед ленно. В дальнейшем
скороговорки подбираются с нарастающими трудностями: «На дворе — трава, на траве—
дрова» и т. п. Дети приобретают навык произносить их быстрее, отчетливее, порою
доходят до виртуозности; соревнуются в искусстве. Принуждать их к таким
упражнениям, конечно, нельзя.
Упражнения в
артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким,
хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти-то де ти с особой охотой
изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же косноязычным, с языком
неповоротливым они необходимы и полезны как пре красная гимнастика речи, но к
ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем
случае детям не надоедать.
Заботясь об
обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые
детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать
активным запасом слов, входят тс слова, которые ребенок не только понимает, но
активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко
второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает,
связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое
предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае,
если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны
воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Вернейшим путем к
тому, чтобы тс или другие слова или выражения были восприняты ребенком,
является частое и надлежащее употребление их воспитателем в своей собственной
речи и еще больше — живые образцы литературной, художественной речи, в которой
они встречаются.
Воспитатель должен
замечать новые слова и выражения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться
возвращаться к ним, употреблять их самому и приводить детей к их употреблению,
словом, содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного
запаса в активный.
При беседах с детьми,
в рассказах детей следует отмечать каждое удачное, меткое слово, предлагать
заменять слова мало удачные более подходящими, придумывать новые эпитеты,
избегать повторений и т. п.
Хорошо после
проведенной экскурсии или прочитанного рассказа при случае спросить детей, с
какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том,
зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о
значении непонятных слов.
Специального внимания
к себе требует распространенное, но, несомненно, отрицательное явление,
наблюдаемое в речи,— обилие в ней иностранных слов и выражений. Русский язык
достаточно богат, чтобы обходиться собственными средствами. Детей надо с ранних
лет приучать к употреблению русских слов и выражений, обращаясь к иностранным
лишь в случаях безусловной необходимости.