Рассказу должно быть
отведено большое место в развитии речи детей. Рассказ является той формой и
образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и
оказывают влияние на развитие их языка.
Воспитатель никогда
по должен забывать того громадного, часто неотразимого влияния, которое живое
слово имеет на человека.
Живое слово,
представленное в виде простого, ясного художественного рассказа, должно иметь
постоянный, широкий доступ к детям. Дети любят рассказ, любят больше, чем
чтение вслух. Да иначе и быть не может. Рассказчик свободен, а чтец связан.
Элемент личности, индивидуальности рассказчика вносит в рассказ прелесть и
поднимает его интерес. Недаром рассказ играл всегда такую большую роль в жизни
человечества. Вспомним древнюю Грецию, где рассказчики-поэты состязались перед
народом в искусстве излагать легенды, поэтические предания языком наиболее
ясным, доступным и прекрасным. Вспомним наших баянов и сказителей,
удовлетворяющих запросы народа.
Задача рассказа
доставлять радость и этим путем развивать ум, чувства и речь ребенка. Это в то
же время и вернейший путь к установлению близости, пони мания между
рассказчиком и детьми.
Изложение матери,
педагога является образцом, откуда дети перенимают слова, выражения, интонацию
и модуляцию голоса. Известно, как велика в этом смысле сила подражательности у
детей. Потому-то воспитатель и должен так чутко следить за собственной речью. Язык
его должен быть прост, ясен, выразителен и образен, и, будучи вполне доступен,
он должен в то же время неуклонно способствовать усовершенствованию и
обогащению языка детей.
Логическая
последовательность развертывающегося действия, соблюдение перспективы,
выдержанность то на, ударений и пауз должны претворить рассказ в образец живого
слова. Выразительная мимика и удачный жест способствуют силе впечатления.
Роль рассказчика иногда почти граничит с ролью актера. Оставаться при этом
естественным, непринужденным, соблюдать чувство меры, избегать натяжек и
фальши, к которым дети так чувствительны,— дело нелегкое. Если рассказчик прост
и естествен, прост и естествен,- просто и естественно отзовутся на его замысел дети.
На должной высоте
находящееся искусство рассказывания — дело не легкое. Оно является иногда при
рожденным даром, и дар этот присущ обыкновенно людям, способным глубоко,
по-детски чувствовать и грезить. Но умение рассказывать можно в себе и развить,
и каждый, кто предрешил свое общение с детьми, дол жен предварительно
позаботиться о приобретении тех навыков, которые дадут ему силу владеть душой
ребенка и направлять ее путем живого слова.