Вывесим картинку и
припомним стишок, который ребята хорошо знали, но, конечно, забыли.
Рекомендуем такой
прием: к ряду стихотворений подобрать соответствующие картинки. Картинки
выставляются перед детьми, и педагог прочитывает одно из стихотворений. Дети
должны найти относящуюся к (Нему картинку. Стихам отводится большая роль при
организации литературных праздников, на которых по возможности все дети
выступают чтецами. Детям предлагается самим выбирать стихи, которые они будут
читать.
Родная и мировая
художественная литература должна иметь широкий доступ к детям, и в первую
очередь доставлять материал для чтения.
Правительство и
общественность нашей великой страны, чествуя память Пушкина, отмечают его как
создателя русского литературного языка, ставшего достоянием миллионов
трудящихся.
На любви к Пушкину,
на подлинном знакомстве с его произведениями должна воспитываться советская
молодежь.
Когда же должно
начинаться это знакомство? Мы утверждаем: уже в дошкольном возрасте.
Воспитывать литературный вкус детей и развивать их язык надо на лучшем, на
наиболее совершенном, а что может быть лучше и совершеннее поэзии Пушкина?
Мы считаем глубоко
ошибочным мнение, что художественное поэтическое произведение, непонятное детям
во всех своих художественных подробностях, во всех де талях содержания, не
должно иметь к ним доступа. Это верно в отношении к произведениям прозаическим,
сообщающим детям конкретные факты. Но это неверно в от ношении к художественным
стихотворениям, преследующим другие цели. В них дети должны понять общее
главное; кое-что может и пройти мимо их сознания.
Чуткость к
музыкальности поэтической речи, быть может и не всегда понятной, присуща детям
6—7 лет, и это чувство необходимо использовать в интересах их художественного
литературного воспитания.
Конечно, в любом
стихотворении могут встретиться слова, без понимания которых ускользает
основной смысл стихотворения, тускнеет художественный образ. С такими словами и
обозначаемыми ими предметами и явлениями детей надо познакомить
заблаговременно. Так, приступая к чтению стихотворения Пушкина «Зима» («Зима.
Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...»), мы должны убедиться,
что слова дровни, обновлять, кибитка, ямщик, облучок детям понятны. В
таком случае в результате чтения перед детьми предстанут три отчетливые,
конкретные картины:
крестьянин
едет на дровнях по первопутку;
летит
кибитка, ямщик сидит на облучке;
мальчик
возит на санках Жучку.
Добиваться точного
понимания выражений торжествуя, бразды пушистые взрывая, дворовый мальчик не
следует. Из-за того, что смысл этих слов останется для детей не вполне ясным,
мы не лишим их того художественного наслаждения и воспитательного влияния,
которое доставит им чтение этого стихотворения. Дети вернутся к нему еще не раз
и мало-помалу постигнут во всей глубине его содержание.
У Пушкина мы найдем
стихи для детей начиная с четырех-, пятилетнего возраста: о птичке, яблочке,
кораблике, сороке, чижике, волне, ветре, коне, пчелке. «Последняя туча»,
«Утро», отрывки из «Евгения Онегина», воспроизводящие так ярко и художественно
различные моменты времен года, великолепный «Сказ о медведице»— все это можно
смело давать детям, руководствуясь при выборе того или другого стихотворения не
только возрастом но и развитием и речевой и литератур ной подготовленностью
ребенка. Раз, другой мы ошибемся, дадим кому-нибудь стихотворение
преждевременно, но это меньшее зло, чем лишить творений Пушкина детей,
созревших для их восприятия.
Особого отношения к
себе требуют пушкинские сказки. Мы считаем, что «Сказка о золотой рыбке»,
«Сказка о царе Султане...», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» в целом
могут быть даны детям не ранее 8—9 лет, сказка « О попе и работнике его Балде»
— еще позднее.
К 7 годам дети должны
иметь представление о том, кто был Пушкин. Его облик должен быть им знаком. В
каждом детском саду, каждой школе должен быть его портрет. Какой ценнейший
материал для бесед с детьми дает жизнь Пушкина в Михайловском, в трогательном
содружестве со старушкой няней! Мы иллюстрируем эти беседы стихотворениями
«Подруга дней моих суровых», «Буря мглою небо кроет», «Вечор, ты помнишь, вьюга
злилась».
Творчество Некрасова
может шести-, семилетним детям дать много. Отрывки из поэмы «Саша»;
стихотворения «Зеленый шум», «Соловей», «Пчелы», «Дедушка Мазай и зайцы»,
«Несжатая полоса», «Горе птички», «Мороз-воевода», «Мужичок с ноготок»,
«Дядюшка Яков» — все эти вещи много раз читались нами детям старшей группы, и
случая не было, чтобы мы об этом пожалели. Не все доходило до глубин их
понимания, но они воспринимали главное, радостно реагировали на прекрасное
целое. На совершенных образцах мастерства Пушкина и Некрасова развивался их
литературный вкус, облагораживался их язык.
Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и
оберегать их от всего пошлого и бездарного.
Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5
, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
, 27, 28, 29, 30, 31, 32
, 33, 34, 35, 36, 37, 38,
39, 40, 41, 42, 43,
44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52,
53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
, 60, 61, 62, 63
, 64, 65, 66, 67, 68, 69
, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76
, 77, 78, 79, 80, 81, 82
, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89,
90, 91, 92, 93, 94, 95, 96
, 97, 98, 99, 100, 101
{
include("../2.php");
}
?>