Недостатки речи детей
могут быть классифицированы по трем категориям. К первой относятся те, которые
присущи всем детям на определенной возрастной ступе ни и обусловлены состоянием
их развития; ко второй категории относятся недостатки, обусловленные
особенностями конституции и неправильностями в развитии механизмов речи, и к
третьей — приобретенные благодаря плохой воспитательной работе.
По поводу недостатков
речи первой категории Штерн говорит следующее:
«Каждое через
подражание усвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно
быть произнесено и удержано памятью. Отсюда проистекают четыре источника
речевых ошибок:
сенсорные
ошибки, обоснованные тем, что восприятия ребенка еще недостаточно
дифференцированы, а потому тонкие различия в звучании не воспринимаются; только
грубо общее усваивается;
апперцептивные
ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребенка обусловливает неодинаковое
отношение его к разным частям слышимого вообще, и частям отдельных слов в
частности;
моторные
ошибки: артикуляция и структура органа речи ребенка не доразвились до того,
чтобы правильно произносить определенные звуки или сочетания звуков;
ошибки
воспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объему
речевых восприятий, что обусловливает при произношении ранее слышанных слов
неизбежные ошибки памяти. Ошибки этого рода присущи детям в тот ранний период,
когда развиваются и совершенствуются механизмы речи».
Если развитие ребенка
протекает нормально, эти ошибки постепенно и последовательно изживаются сами
собой. Обязательные педагогические мероприятия по отношению к ним должны
выражаться только в одном: не воспроизводить этих ошибок, а говорить с детьми
всегда безупречно правильно.
Ко второй категории
недостатков речи относятся недостатки анатомического и психофизического
характера. К явлениям первого порядка относятся такие явления, как заячья губа,
щели в нёбе или челюстях, второго — все виды заикания и часто глухонемота.
Необходимо
популяризировать эти вопросы, обращать на них внимание педагогов, родителей в
интересах оберегания детей от воздействий, могущих оказать на их речь вредное
влияние. Дети с ярко выраженными недостатками — глухонемые, заикающиеся — не
должны воспитываться совместно с нормальными детьми.