Ошибки и недостатки
речи третьей категории обусловлены речью окружающих, оказывающей на речь
ребенка громадное влияние. Ребенок воспроизводит акцент, интонацию и все
особенности речи людей, с которыми он живет.
Нужно оберегать детей
от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; поднимать культуру речи
окружающих; работать с семьей; каждому находящему ся в речевом общении с детьми
относиться критически к собственной речи, работать над се усовершенствованием,
всемерно заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образцы лишь
совершенной речи.
Но самое основное —
неустанно вести работу с детьми. Прежде всего следует тщательно зарегистрировать
главнейшие, преобладающие ошибки речи детей и уделять им специальное внимание.
Следует пользоваться всяким удобным моментом, чтобы привлекать к этим ошибкам
внимание детей, придумывать соответствующие устные и письменные упражнения,
воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать
постепенному искоренению этих ошибок.
Так, у нас в детском
саду один мальчик, имевший влияние на детей, внес ошибку («коло» вместе
«около») и заразил почти всех детей. Мы придумали игру, которая скоро привела к
искоренению ошибки. Одному из детей предлагалось взять какой-нибудь предмет и
помещать его в разных местах около других предметов, причем все дети громко
называли, что он делал: «Поста вил около мишки, около чернильницы, около стены,
около горшка с цветком».
В интересах
искоренения столь распространенных ошибок речи, как раздеть в место снять
и одеть в место надеть, мы проделывали следующее упражнение.
Воспитательница спрашивает детей: «Вечером, когда мы будем ложиться спать, что
мы с себя с н и м е м?» Дети хором отвечают: «Мы снимем платье, мы снимем
передник, мы снимем лифчик». «А утром что вы на себя наденете?» — «Мы наденем
чулки, наденем башмаки, наденем лифчик».
Или: «Дети, надо
одеть малышей. Я одену Мишу». Дети поочередно подхватывают: «Я одену Катю, я
одену Лиду, я одену Борю». — «Ну, а кто кого р а з д с и с т?»— «Я раздену Асю,
я раздену Васю».
Злоупотреблять такими
упражнениями, конечно, нельзя, а главное,— их надо вести живо, весело, позволяя
детям разнообразить их содержание по собственному усмотрению.
Делать поправки
следует только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей.
Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь
увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае такие поправки пропадают
даром, в худшем — раздражают детей.