НЕДОСТАТКИ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Ошибки и недостатки речи третьей категории обусловлены речью окружающих, оказывающей на речь ребенка громадное влияние. Ребенок воспроизводит акцент, интонацию и все особенности речи людей, с которыми он живет.

Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; поднимать культуру речи окружающих; работать с семьей; каждому находящему ся в речевом общении с детьми относиться критически к собственной речи, работать над се усовершенствованием, всемерно заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образцы лишь совершенной речи.

Но самое основное — неустанно вести работу с детьми. Прежде всего следует тщательно зарегистрировать главнейшие, преобладающие ошибки речи детей и уделять им специальное внимание. Следует пользоваться всяким удобным моментом, чтобы привлекать к этим ошибкам внимание детей, придумывать соответствующие устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих ошибок.

Так, у нас в детском саду один мальчик, имевший влияние на детей, внес ошибку («коло» вместе «около») и заразил почти всех детей. Мы придумали игру, которая скоро привела к искоренению ошибки. Одному из детей предлагалось взять какой-нибудь предмет и помещать его в разных местах около других предметов, причем все дети громко называли, что он делал: «Поста вил около мишки, около чернильницы, около стены, около горшка с цветком».

В интересах искоренения столь распространенных ошибок речи, как раздеть в место снять и одеть в место надеть, мы проделывали следующее упражнение. Воспитательница спрашивает детей: «Вечером, когда мы будем ложиться спать, что мы с себя с н и м е м?» Дети хором отвечают: «Мы снимем платье, мы снимем передник, мы снимем лифчик». «А утром что вы на себя наденете?» — «Мы наденем чулки, наденем башмаки, наденем лифчик».

Или: «Дети, надо одеть малышей. Я одену Мишу». Дети поочередно подхватывают: «Я одену Катю, я одену Лиду, я одену Борю». — «Ну, а кто кого р а з д с и с т?»— «Я раздену Асю, я раздену Васю».

Злоупотреблять такими упражнениями, конечно, нельзя, а главное,— их надо вести живо, весело, позволяя детям разнообразить их содержание по собственному усмотрению.

Делать поправки следует только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем — раздражают детей.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101