ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Мы знаем, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и померкнет их жизнь. Проявления у ребенка внимания, интереса, стремления к творчеству требуют эмоциональных побуждений.

Особого внимания к себе требуют эмоции радости. Ребенок, жизнь которого лишена радости, чахнет и физически и психически. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразно, уныло текущая жизнь удручает, ослабляет силы как физические, так и психические; радостное, в меру представ ленное разнообразие их питает и поддерживает.

В этом смысле надо отметить громадное положи тельное значение праздников. Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие те кущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное со держание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи. Недаром Пирогов в своей статье «Быть и казаться», написанной по вопросу о детских праздничных выступлениях, отмечает значение таковых для развития речи детей.

В подготовке к празднику должны соответственно возрасту и возможности участвовать сами дети. Под подготовкой к празднику мы подразумеваем обсуждение его содержания, организацию праздничной среды и систематизацию репертуарного материала. Совершенно недопустимы спешное разучивание материала, натаскивание детей, многочисленные репетиции. Материал для праздника накапливается постепенно в процессе годовой педагогической работы. Из имеющегося запаса перед праздником отбирается необходимое.

И подготовка к празднику во всех ее проявлениях, и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления детской самодеятельности и языка; но нас интересует главным образом центральный момент каждого праздника — предлагаемое детям зрелище, представление. При этом роль детей может быть двоякая: они могут являться действующими лица ми и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором — они слухом воспринимают чужую речь. В интересах их речевого развития значительно и то и другое. Организуя праздники, мы должны и тому и другому уделять время и внимание.

Что же мы можем предоставить детям-зрителям? Театральные пьесы, концерты литературные чтения с волшебным фонарем, киносеансы, Петрушку и т. д.

Бывают случаи, когда материал, предлагаемый детям в виде куплетов, частушек, может только опошлить вкус детей.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101