ГРАМОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. Беглость мышления приобретается через практику в разговорной речи.

Основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической. «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (Песталоцци). Этим неоспоримым положением дол жен руководствоваться каждый, кто занимается воспитанием и обучением детей: нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью.

Но грамота, т. е. искусство читать и писать, является одной из сторон той способности, которая именуется языком, и цели и назначение ее те же — служить орудием общения с окружающими, выявлять внутреннее содержание человека и способствовать его обогащению, а потому с того момента, когда ребенок начинает при обретать навыки в чтении и письме, его устная речь и речь графическая сливаются в одном русле. Мы не можем себе представить ни одного проявления графи ческой речи, которое не было бы связано со способностью членораздельной речи, ни одного занятия по графической речи, которое не могло бы быть использовано в интересах развития устной речи.

Устная речь ребенка развивается естественно если условия этому способствуют. Методическое содействия взрослых только облегчает это развитие. Ребенок так же естественно и самостоятельно овладевает и графи ческой речью, если налицо имеются нужные для этого предпосылки и условия, а именно:

1)       соответствующая обстановка (так как дети научаются читать и писать благодаря общению со старшими, уже подведенными к грамоте товарищами);

соответствующая дидактическая обстановка, т. е.наличие нужных пособий и материалов.

Когда, на котором году, при каких условиях ребенок начинает читать, предрешать невозможно, как невозможно предрешать, на каком месяце он заговорит. Только в том случае, если условия исключают возможность естественного усвоения грамоты, требуется активное вмешательство, выражающееся в том, что ребенка начинают обучать грамоте (6—7 лет).

Формирующаяся речь ребенка опирается на тот конкретный материал, _ который доставляет окружающая материальная среда. Та же ближайшая среда предоставляет те предметы, с которыми будут связаны первые графические слова, усваиваемые ребенком. Поскольку ребенок не должен произносить непонятных, пустых слов, постольку же он не должен читать или писать слов, смысл которых ему недоступен. Каждое произносимое, прочитываемое или написанное ребенком слово должно быть для него живым. Живым же можно назвать только то слово, смысл которого ему ясен.

Как метод подведения детей к навыкам графической речи мы выдвигаем те же разнообразные дидактические игры и занятия, которые мы широко применяем в интересах развития устной речи; и иллюстративный мате риал для этих занятий тот же — предметы, игрушки, картинки. Опытная руководительница без навязчивости использует любое из этих занятий для упражнения детей в устной речи. Включаемые в игру предметы, картинки попутно рассматриваются, описываются, сравниваются; любое прочитанное или написанное слово, фраза дают толчок для обмена мыслями, для разговора. Всякий букварь, любое пособие неизбежно преследует две цели: упражнение детей в чтении и обогащение, систематизацию их словесного запаса, их речевых навыков.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101