ГРАМОТА КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Литературное
образование человека и культура его языка в значительной степени зависят от
того, что он читает и как читает. Книга как литературный материал, с которым
человеку приходится иметь постоянное об щение, не может не оставить следа на
его лингвистическом развитии. Уже было сказано, что литературные вкусы и кавыки
ребенка должны формироваться на основании общения по возможности с
безукоризненным литературно-художественным материалом. Но если нельзя
требовать, чтобы книга, которую читает ребенок, являлась всегда совершенным
образцом литературно-художественной речи, то безусловным следует признать
правило, что язык этой книги должен быть безукоризненным в смысле литературной
правильности.
То, что было сказано
нами относительно произведений поэтических, остается в силе и в отношении к
произведениям прозаическим: следует тщательно просмотреть произведения
художников-прозаиков и извлечь из них все, что может быть предоставлено детям
того или другого возраста.
Многие педагоги и не
подозревают, как много материала, исключительного по своему
воспитательно-художественному значению, можно найти у Л. Н. Толстого, у К. Д.
Ушинского. Образцовым материалом для приступающих к чтению детей являются
рассказики и отрывки из «Азбуки» Л. Н. Толстого. Следовало бы выбрать
методически наиболее удачные и издать их соответствующим образом. Маленькие
рассказики-описания о животных и птицах из «Родного слова» К. Д. Ушинского
являются совершеннейшими образцами русского образного слова. Книга, не
удовлетворяющая этому требованию, не должна иметь доступа к детям. Но одного
этого мало.
Чтобы книга, ценная
как своим содержанием, так и языком, оказывала на ребенка надлежащее влияние,
не обходимо следить за тем, как взрослые читают детям и как дети сами читают.
Чтение бестолковое, поверхностное, неглубокое, погоня за сильными ощущениями,
интерес лишь к подробностям развертывающейся фабулы и игнорирование
художественных форм и образов не могут, конечно, оказать благотворного влияния
на язык читателя, не могут создать вдумчивого, толкового читателя, способного
извлечь из книги все то ценное и положительное, что она может дать.
Как один из
методических приемов, наилучшим образом влияющих на выработку толкового
ребенка-читателя, рекомендуем чтение детей вслух дома. Чтению этому надо придавать
характер серьезного занятия развлечения в котором чтец ребенок, так и
слушатель-взрослый. Интерес, проявляемый к такого рода чтению со стороны матери
или другого лица, притом интерес не к одному содержанию читаемого, но и к
художественным формам языка, к приемам чтеца, отношение к подобному чтению не
как к уроку, за которым ребенка донимают поправками и замечаниями, а как к
удовольствию, действуют благотворным поощряющим образом на маленького чтеца,
развивают в нем стремление усилить впечатление, вызываемое его чтением,
предстать в роли чтеца с наилучшей стороны. А совместное длительное влияние
всех этих стимулов, опирающееся на лучшие литературно- художественные образцы,
развивает как любовь к литературно- художественному произведению и пониманию его,
так и умение представить его в толковом литературном чтении. Сила же привычки
распространит этот навык не только на чтение вслух, но и на самостоятельное
чтение ребенка про себя.