ГРАМОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Литературное образование человека и культура его языка в значительной степени зависят от того, что он читает и как читает. Книга как литературный материал, с которым человеку приходится иметь постоянное об щение, не может не оставить следа на его лингвистическом развитии. Уже было сказано, что литературные вкусы и кавыки ребенка должны формироваться на основании общения по возможности с безукоризненным литературно-художественным материалом. Но если нельзя требовать, чтобы книга, которую читает ребенок, являлась всегда совершенным образцом литературно-художественной речи, то безусловным следует признать правило, что язык этой книги должен быть безукоризненным в смысле литературной правильности.

То, что было сказано нами относительно произведений поэтических, остается в силе и в отношении к произведениям прозаическим: следует тщательно просмотреть произведения художников-прозаиков и извлечь из них все, что может быть предоставлено детям того или другого возраста.

Многие педагоги и не подозревают, как много материала, исключительного по своему воспитательно-художественному значению, можно найти у Л. Н. Толстого, у К. Д. Ушинского. Образцовым материалом для приступающих к чтению детей являются рассказики и отрывки из «Азбуки» Л. Н. Толстого. Следовало бы выбрать методически наиболее удачные и издать их соответствующим образом. Маленькие рассказики-описания о животных и птицах из «Родного слова» К. Д. Ушинского являются совершеннейшими образцами русского образного слова. Книга, не удовлетворяющая этому требованию, не должна иметь доступа к детям. Но одного этого мало.

Чтобы книга, ценная как своим содержанием, так и языком, оказывала на ребенка надлежащее влияние, не обходимо следить за тем, как взрослые читают детям и как дети сами читают. Чтение бестолковое, поверхностное, неглубокое, погоня за сильными ощущениями, интерес лишь к подробностям развертывающейся фабулы и игнорирование художественных форм и образов не могут, конечно, оказать благотворного влияния на язык читателя, не могут создать вдумчивого, толкового читателя, способного извлечь из книги все то ценное и положительное, что она может дать.

Как один из методических приемов, наилучшим образом влияющих на выработку толкового ребенка-читателя, рекомендуем чтение детей вслух дома. Чтению этому надо придавать характер серьезного занятия развлечения в котором чтец ребенок, так и слушатель-взрослый. Интерес, проявляемый к такого рода чтению со стороны матери или другого лица, притом интерес не к одному содержанию читаемого, но и к художественным формам языка, к приемам чтеца, отношение к подобному чтению не как к уроку, за которым ребенка донимают поправками и замечаниями, а как к удовольствию, действуют благотворным поощряющим образом на маленького чтеца, развивают в нем стремление усилить впечатление, вызываемое его чтением, предстать в роли чтеца с наилучшей стороны. А совместное длительное влияние всех этих стимулов, опирающееся на лучшие литературно- художественные образцы, развивает как любовь к литературно- художественному произведению и пониманию его, так и умение представить его в толковом литературном чтении. Сила же привычки распространит этот навык не только на чтение вслух, но и на самостоятельное чтение ребенка про себя.

 



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101