Развитие речи ребенка
подчиняется определенной закономерности, проявляющейся на всех возрастных эта
пах, независимо от времени года. И тем не менее лето является фактором
исключительного значения как для развития ребенка в целом, так и для развития
языка в частности.
Все виды двигательной
деятельности ребенка — игры, бег, скакание, лазанье и т. п. — сопровождаются
речью, криками, возгласами, восклицаниями. Мы наблюдали группу дошкольников от
3 до 5 лет, которые на даче в течение 15
минут бегали вокруг дома и, не переставая, громко повторяли: «Побежим,
побежим...». Их бег,, их выкрики были обусловлены их радостным эмоциональным
состоянием, которое в свою очередь поддерживалось радостным летним днем,
сиянием солнца, свежестью воздуха, щебетанием птиц. В сочетании двигательной,
волевой и эмоциональной сферы детей работал, формировался и креп их речевой
аппарат.
Ни одно время года не
действует так благотворно на моторную сферу детей, на их эмоциональное
состояние и через их посредство на функционирование речевого аппарата, как лето
в совокупности своих созидающих, укрепляющих и развивающих сил.
Слово ценно своим
содержанием. Надо использовать лето в интересах обогащения сознания детей
ценным, им обусловленным содержанием и закрепления и расширения последнего
посредством слова.
Ощущения и восприятия
являются первой ступенью на пути к познанию мира. Развивающаяся речь опирается
на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств — орудия познания, и в
развитии речи ребенка ни играют первенствующую роль. Чувства зрения, слуха и
осязания являются руководящими; при их посредстве ребенок знакомится с
предметами и явлениями. Правильное восприятие предметов является основной
умственной работой ребенка. Сенсорное развитие и развитие речевое совершаются в
тесном единении, и работа по развитию речи не может быть оторвана от работы по
развитию органов внешних чувств и восприятий.
Природа — богатейший
источник восприятий, в первую очередь природа летом. Неограниченное
разнообразие представленных в ней красок, форм, размеров, звуков побуждает
органы чувств к деятельности. Одно ощущение проверяет другое, чувства друг
друга контролируют. Сколько живых ярких образов заполнят сознание ребенка,
сколькими новыми словами обогатится его лексикон!
Надо помогать детям
ориентироваться во всем многообразии ими воспринимаемого и содействовать тому,
чтобы каждое представление прочно связывалось с характеризующим его словом, и
речь детей заблещет об разными, точными словами.