ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Развитие речи ребенка подчиняется определенной закономерности, проявляющейся на всех возрастных эта пах, независимо от времени года. И тем не менее лето является фактором исключительного значения как для развития ребенка в целом, так и для развития языка в частности.

Все виды двигательной деятельности ребенка — игры, бег, скакание, лазанье и т. п. — сопровождаются речью, криками, возгласами, восклицаниями. Мы наблюдали группу дошкольников от 3 до 5 лет, которые на  даче в течение 15 минут бегали вокруг дома и, не переставая, громко повторяли: «Побежим, побежим...». Их бег,, их выкрики были обусловлены их радостным эмоциональным состоянием, которое в свою очередь поддерживалось радостным летним днем, сиянием солнца, свежестью воздуха, щебетанием птиц. В сочетании двигательной, волевой и эмоциональной сферы детей работал, формировался и креп их речевой аппарат.

Ни одно время года не действует так благотворно на моторную сферу детей, на их эмоциональное состояние и через их посредство на функционирование речевого аппарата, как лето в совокупности своих созидающих, укрепляющих и развивающих сил.

Слово ценно своим содержанием. Надо использовать лето в интересах обогащения сознания детей ценным, им обусловленным содержанием и закрепления и расширения последнего посредством слова.

Ощущения и восприятия являются первой ступенью на пути к познанию мира. Развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств — орудия познания, и в развитии речи ребенка ни играют первенствующую роль. Чувства зрения, слуха и осязания являются руководящими; при их посредстве ребенок знакомится с предметами и явлениями. Правильное восприятие предметов является основной умственной работой ребенка. Сенсорное развитие и развитие речевое совершаются в тесном единении, и работа по развитию речи не может быть оторвана от работы по развитию органов внешних чувств и восприятий.

Природа — богатейший источник восприятий, в первую очередь природа летом. Неограниченное разнообразие представленных в ней красок, форм, размеров, звуков побуждает органы чувств к деятельности. Одно ощущение проверяет другое, чувства друг друга контролируют. Сколько живых ярких образов заполнят сознание ребенка, сколькими новыми словами обогатится его лексикон!

Надо помогать детям ориентироваться во всем многообразии ими воспринимаемого и содействовать тому, чтобы каждое представление прочно связывалось с характеризующим его словом, и речь детей заблещет об разными, точными словами.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101