ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Элементарное эстетическое чувство, на которое способен ребенок, будет возбуждаться и крепнуть.

Вы услышите в языке детей такие выражения, как: цветок темно-лиловый, нежно-розовый; кора дерева гладкая и шероховатая; ягода кисло-сладкая; вода тепловатая; камень огромный, большой, маленький, крошечный; звук резкий; голос нежный; песок сырой, ухой и т. п. Дети разбираются в разновидностях звуков в связи с характеризующими их словами и говорят: «Пчела жужжит, ручей журчит, гром грохочет, коса звенит, голубок воркует, соловей поет, овца блеет» и т. д. Чем разностороннее, совершеннее наши чувственные восприятия, тем глубже мы постигаем мир и тем совершеннее прогрессирует сенсоречевое развитие ребенка.

Точное постижение природы совершается на основе живого наблюдения предметов и явлений в условиях самой природы.

«Но как же достигнуть этой самостоятельности при упражнениях дара слова? — спрашивает Ушинский.— Мне кажется, что лучшее и, может быть, единственное средство для этого есть наглядность того предмета, о котором учащийся говорит или пишет... Для первых упражнений необходимо, чтобы предмет непосредствен но отражался в душе дитяти, и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством (разр. Е. Т.) ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». Изучение каждого предмета передается ребенку, усваивается им и всегда выражается в форме слова. Совместность переживаний ребенка и воспитателя является одним из требований методики ознакомления детей с природой и вытекающей отсюда работы по раз витию их языка.

Летом чувствительность детей исключительно возбуждена, интересы многосторонни и глубоки, а чем глубже человек чувствует и интересуется чем-либо, тем более он стремится к познанию, тем интенсивнее хочет знать, тем ценнее знание, которое он приобретает. Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее слово, в которое оно выливается. Во время прогулок, экскурсий, при всяком наблюдении речь не является целью преподавания, а выступает лишь в роли спутника, путеводителя, воспитательного средства. Но насколько она сама попутно совершенствуется и развивается!

Нет такого явления природы, которым бы дети не заинтересовались.

Залиты богатством рощи и одеты деревья, одеты кусты, Кругом по траве пестреют цветы. Привольно стадам на зеленых лугах, Привольно и рыбке в прохладных струях, В садах между листьев желтеют плоды, И пахаря зреют на нивах труды. На лугу уж звенит и сверкает коса, А в рощице птичьи твердят голоса.

Все это бесконечно интересно ребенку, все его влечет и радует, он все хочет видеть, знать: что это? Почему? Как называется? Живая книга — природа .предоставляет широчайшее поле для наблюдений. Ум ребенка приводится в непосредственное соприкосновение с ее объектами, в сознании его возникают образы, разгораются чувства, которые облекаются в слова.

Искусство педагога должно особенно ярко проявляться при организации целевых прогулок или экскурсий. Для ребенка экскурсия должна быть той же прогулкой, свободной и непринужденной, во время которой сама жизнь регистрирует в сознании его новые впечатления. Педагог же из массы впечатлений, могущих воз никнуть во время прогулки, заранее отмечает те, которыми он воспользуется как материалом. Он точно намечает те объекты, те явления, на которых он будет фиксировать внимание детей, и те слова и словесные формы, которые на этом материале будут даны детям.

Содействовать последовательному росту детских восприятий и оответствующему обогащению их языка— главная цель экскурсий. Каждый предмет, с которым ребенок познакомился, должен быть связан с обозначающим его словом, и каждое усвоенное слово должно воскрешать в сознании точный образ предмета, обозначаемого этим словом.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101