РОЛЬ СЕМЬИ В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ДЕТЕЙ

Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.

Речи следует учить прежде всего путем примера. Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно послед нее становится его второй натурой, с недостатками речи трудно впоследствии бороться как в школе учителям, так и ему самому. Потому-то так важно, что и в каком виде воспринимает слух ребенка впервые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание его речи. Это должны помнить, этим проникаться родители и все окружающие детей в раннем детстве. Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Ника кого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как бы мил последний ни был, не допускается. Говорить с деть ми надо обыкновенным, правильным языком, но язы ком простым и, главное— говорить медленно, ясно и громко.

Больше всего могут дать своим детям в их дошкольный период сами матери. Упрочить первые благие навыки в деле развития речи детей, конечно, обязанность самой матери прежде всего. Но воспитание детей— дело трудное; многому надо научиться, многое почитать, продумать, прежде чем браться за него.

Каждый опытный учитель, присматривающийся к вновь поступившим ученикам, очень скоро составляет себе определенное понятие об интеллектуальной ценности каждой отдельной семьи, о том, что она дала своему малолетнему члену как в смысле его общего раз вития, так и в смысле развития его речи.

Перед нами два малыша, только что поступившие в школу. Один из них толково и ясно отвечает на задаваемые ему вопросы, расскажет обстоятельно прочитанный ему рассказ, одну из известных ему, дома слышанных сказок (а слыхал он их немало), осмысленно прочтет наизусть стихотворение; спросите его, какие песни ему известны, он непременно назовет одну или две: их мама ему пела.

Обратитесь к другому, и все попытки ваши извлечь из него путем слова его внутреннее содержание претерпевают полное и решительное фиаско. Опытный учитель знает, что это отнюдь не значит, что второй глупее, менее способен, любознателен, чем первый. Нет. Понятливостью горят его глаза, и всеми ему доступными проявлениями интереса реагирует он на все происходящее в школе. Разница между ними лишь та, что первому много времени и соответствующих забот уделяла мать, правильно понимающая свою роль и обязанности.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101