Лингвистическое и
литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной
речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по
части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и
художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей
жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского
сада и школы в деле культуры родного языка.
Речи следует учить
прежде всего путем примера. Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и
невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную
силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или
другое местное наречие, и так же незаметно послед нее становится его второй
натурой, с недостатками речи трудно впоследствии бороться как в школе учителям,
так и ему самому. Потому-то так важно, что и в каком виде воспринимает слух
ребенка впервые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время
закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание его речи.
Это должны помнить, этим проникаться родители и все окружающие детей в раннем
детстве. Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на
то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную.
Ника кого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как бы мил последний ни был,
не допускается. Говорить с деть ми надо обыкновенным, правильным языком, но язы
ком простым и, главное— говорить медленно, ясно и громко.
Больше всего могут
дать своим детям в их дошкольный период сами матери. Упрочить первые благие
навыки в деле развития речи детей, конечно, обязанность самой матери прежде
всего. Но воспитание детей— дело трудное; многому надо научиться, многое
почитать, продумать, прежде чем браться за него.
Каждый опытный
учитель, присматривающийся к вновь поступившим ученикам, очень скоро составляет
себе определенное понятие об интеллектуальной ценности каждой отдельной семьи,
о том, что она дала своему малолетнему члену как в смысле его общего раз вития,
так и в смысле развития его речи.
Перед нами два
малыша, только что поступившие в школу. Один из них толково и ясно отвечает на
задаваемые ему вопросы, расскажет обстоятельно прочитанный ему рассказ, одну из
известных ему, дома слышанных сказок (а слыхал он их немало), осмысленно
прочтет наизусть стихотворение; спросите его, какие песни ему известны, он
непременно назовет одну или две: их мама ему пела.
Обратитесь к другому,
и все попытки ваши извлечь из него путем слова его внутреннее содержание
претерпевают полное и решительное фиаско. Опытный учитель знает, что это отнюдь
не значит, что второй глупее, менее способен, любознателен, чем первый. Нет.
Понятливостью горят его глаза, и всеми ему доступными проявлениями интереса
реагирует он на все происходящее в школе. Разница между ними лишь та, что
первому много времени и соответствующих забот уделяла мать, правильно понимающая
свою роль и обязанности.