ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Излишний наплыв чувственных восприятий приводит в этом смысле к самым нежелательным результатам. Пусть у детей будет меньше представлении, но представления их должны быть ясны и отчетливы — нот основная забота каждого, приступающего к развитию их речи. Пусть каждое отчетливо и прочно усвоенное представление отразится в столь же прочно усвоенном слове— вот вторая столь же существенная забота. Окружающая ребенка действительность предметы еже дневного обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа— доставляет обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и обогащения их языка. Особенно цепным и в интересах языка являются продукты творчества ребенка, проявляющегося в первую пору детства так бур но, как ни на одной из последующих ступеней жизни. Ребенок рисует, лепит, строит, мастерит, сооружает.

На тысячу конкретных ладов выражает свой внутренний мир, который он еще бессилен передавать словом. И вся эта цепная работа пропадает даром в том смысле, что ею не пользуются для развития лингвистических способностей детей. Любая мать, стремясь ускорить и облегчить процесс развития речи ребенка, пользуется уроками наблюдения в ту пору, когда младенец начинает лепетать. Она показывает ему на тот или другой предмет, называет его, добивается, чтобы он соответствующее название повторил. Производятся эти упражнения обыкновенно без всякой системы и очень скоро совершенно прекращаются, и жизнь, регистрируя тогда новые восприятия ребенка на свой лад, предоставляет случаю соединять их с соответствующим словом или нет. А этого-то и не должно быть.

Пока наглядность является если не единственным, то преобладающим и основным средством к формированию восприятий детей, совершенно недопустимо при обучении детей отрывать чувственное восприятие от слова, ого воплощающего. Этого не должны забывать пи семья, ни детский сад, ни школа; '/го должно лечь в основание тех методов обучения п развития детей. Ребенок должен уметь назвать своим именем любой предмет, вторгающийся в его жизнь, в сферу его пони мания и интересов, назвать его признаки, состояние; не одной мыслью, но и словом усваивать его особенности, назначение. Умело подобранный мир детской обстановки — игрушки, занятия, картины и многое другое — доставляет богатый материал для развития языка ребенка дома, языка, незыблемо опирающегося на чувственные восприятия. Мы должны оградить развитие ребенка от беспорядочности, несовершенства и поверхностности, должны способствовать тому, чтобы первоначальные впечатления ребенка, полученные от наблюдения над предметами его познания, были точны, правильны, по возможности обширны. Добиваться этого мы должны путем разумного педагогического руководства детьми в жизни, понимаемой как совокупность всех в ней представленных и с непосредственной жизнью самих детей соприкасающихся явлений.

Читать далее

Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101