ГРАМОТА КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Когда ребенок
постигнет слияние звуков и в его жизнь войдет книга, чтение вступает в ряд
факторов развития его речи. На первых порах это фактор только второстепенного
значения; основным остается звучащая речь, воздействующая на главного
посредника в деле развития человеческой речи — на слух человека. Источником,
обогащающим круг представлений и словарь детей, остается по-прежнему окружающий
их материальный и социальный мир, воспринимаемый ими в наблюдении, в игре, в
труде.
Книга как фактор
развития языка вступит в жизнь детей во всем своем значении позднее, в школьный
период, когда дети овладеют беглым чтением.
Так называемые
книжки-картинки, предоставляемые детям уже преддошкольного возраста, являются в
сущности просто собранием картинок, объединенных и ногда общим содержанием или
темой. Имеющийся в этих книжках литературный текст не нужен. Нужны ли им вообще
эти книги? Неустойчивое внимание малышей не позволяет им сосредоточиться ни на
одной картинке, неудержимо влечет их вперед — хочется узнать, что там дальше;
страницы беспорядочно переворачиваются в по гоне за новыми, скользящими по их
сознанию восприятиями. Малышам 2—4 лет нужны не книжки, а отдельные картинки,
из которых каждая имеет самодовлеющую ценность, каждая может быть рассмотрена
сама по себе.
Мы считаем, что
иллюстрации к рассказу, сказке для маленьких детей должны быть представлены в
виде от дельных картинок, вложенных в папку или переплет, которые сами дети
могут подбирать. Книжки, назначаемые для этого раннего возраста, мы преобразуем
соответствующим образом: вырезаем картинки из двух на это обреченных книжек,
наклеиваем их на папки, текст отбрасываем и вкладываем все в конверт с
соответствующим заглавием. Но все виды занятий с таким пособием являются в
сущности занятиями по картинкам, по рассказыванию и отношения к чтению не
имеют.
К 5 годам дети
начинают определенно интересоваться книгой, и таковая должна быть им
предоставлена. С этого возраста необходимо приучать детей к обращению с книгой.
Но пятилетние дети тоже еще не читают, и книга продолжает влиять на их развитие
посредством представленных в ней картинок и участия взрослого, излагающего им
ее содержание. И только когда ребе нок научится читать, книга вступает в его
жизнь как фактор развития речи первенствующего значения.
Книга для детей, лишь
приступающих к самостоятельному чтению, должна удовлетворять следующим
требованиям: она должна быть привлекательна по внешности, напечатана крупным
четким шрифтом, буквенный и звуковой состав слов и структура предложений должны
быть методически обоснованны; содержание ее должны составлять коротенькие
рассказики, сказочки, причем фабула должна развертываться параллельно в тексте
и в иллюстрирующих его грамотных, по возможности художественных картинках.