Работая над
ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны
забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том
случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях. Мы
говорили об этих условиях в начале нашей книги и считаем нужным на помнить о
них еще раз в конце ее:
Заботиться
о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной
обстановки, связывать представление со словом.
Развивать
у детей зрительную и слуховую наблюдательность.
Предлагать
слуху детей лишь совершенные образцы речи.
Продумывать
обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их
социальных связей.
Организовывать
игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами
первенствующего значения.
Возлагать
ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное
общение,— всех сотрудников детского сада.
Содействовать овладению педагогами
методами ведения работы но развитию речи детей.
Ко времени передачи
детей в школу результаты ра боты по развитию речи могут быть такими:
Знание номенклатуры
знакомых предметов. Описание знакомых предметов в их главнейших признаках
(качества, состояния, действии).
Сравнение двух
предметов».
Описание явлений
природы на основании собственных наблюдений.
Умение передать
словом соотношение предметов в пространстве.
Изложение условий
игры, игровых процессов.
Беседы по картинам и
детским рисункам: описание несложной картины во взаимном соотношении представ
ленных на ней лиц и предметов.
Знание наизусть
доступных прибауток, поговорок, загадок, стихотворений и скороговорок,
считалок, песен.
Драматизация
слышанного и виденного, связная передача собственных впечатлений и переживаний.
Рассказывание сказок и слышанного.
Толковое участие в
беседе: умение слушать других, отвечать, соблюдать очередь, не перебивать и т.
д.
Чтение. Медленное,
связное чтение доступных и понятных слов, коротких предложений и рассказов.
Язык — совершеннейшее
орудие социального общения людей — в наших условиях является могучим фактором
развития социалистической культуры. Наши дети должны владеть этим орудием. Мы
должны заботиться о том, чтобы их речь была ценна не одним гладким внешним
построением, а ее содержание, претворяющееся в убеждение и дело, должно быть в
полном соответствии с великим содержанием социалистической эпохи