Не менее значителен
вопрос об участии самих детей в праздничных выступлениях. В интересах
социального и речевого развития детей такие выступления имеют огромное
значение.
Для того чтобы
говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но
надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия
посторонних слушателей.
Есть люди с богатым
духовным содержанием, пре красно владеющие речью, но настолько застенчивые,
неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно присутствия
двух-трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим злом
надо бороться, развивать в детях уверенность в себе и доверие к своим силам.
Привычку к публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с
малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе аудиторией.
Поэтому-то так важно,
чтобы дети уже в детском саду проникались сознанием, что они принимают участие
в общей работе, в общей беседе, что их словами все заинтересованы, что они
рассказывают товарищам нечто, что может и должно всех заинтересовать.
Но недостаточно
выступить только перед своими товарищами. К ним дети привыкают и перестают их
стесняться, нисколько не утрачивая в то же время робости в присутствии новой
посторонней аудитории. Поэтому необходимо приучать детей читать и говорить
перед публикой. С этой целью следует изредка организовывать чтение детей на
детских праздниках, на которые приглашаются родители и знакомые.
Такие выступления
детей уже практикуются и в детских гидах и в школах, но организация их не
всегда соответствует тем принципам, которыми при этом следует
руководствоваться. Им придается характер излишней торжественности,
исключительности, дети дифференциются, выдвигаются избранники, развивается
пустое тщеславие, с одной стороны, зависть— с другой. Эта
внешняя отрицательная
сторона дела убивает его внутреннюю сторону — развить во всех детях умение и
потребность путем живого слова воздействовать на слушателя.
Всякий парад, всякая
внешняя показная сторона, способствующая проявлению тщеславия, не должны иметь
места. Выступать и читать должны все дети, без различия их свойств и
способностей. Детей робких, застенчивых следует выдвигать в первую очередь.
Необходимо соблюдать осторожность в расточении похвал, в манере порицания,
чтобы не разжигать тщеславия и не задевать самолюбия.